|
|
duh Духи
|
|
|
Дух — душа, дыханье; бесплотное существо, призрак;
нечистая сила, воплощение стихий природы и существ потустороннего мира.
В общем-то всех бесплотных непонятных существ (у многих народов) принято
называть духами. Имеется в виду общее название существ. Более конкретные
же характиристики очень разнообразны.
Например в славянской мифологии В.Даль определяет дух как «бестелесное
существо» — это «обитатель не вещественного, а существенного мира». «Относя
слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только
то, что дает жизнь плоти». а в духе — высшую искру Божества, ум и волю
или же стремление к небесному. Добрый дух, ангел,
дух света, чистый; злой дух, дух тьмы, нечистый дух...» <Даль, 1880>.
Уточним, однако, что, хотя В. Даль определяет
дух как «бестелесное явление», в народных воззрениях (достаточно сложно
взаимодействующих с христианскими) душа и духи часто конкретно-воплощаемы,
даже «телесны»: душа может быть и слегка измененным подобием человека,
и маленьким человечком, I и т. п. В поминальные дни душу обогревают, угощают.
Также «материален» и 1 добрый дух, ангел-хранитель» которого можно раздавить,
если спать на правом боку. Крестьяне Новгородчины и Пермской губернии верили,
что ангел хранитель прополаскивает душу только что скончавшегося человека
в стоящей рядом с умершим чашке с водой; вместе с душой умершего ангел-хранитель
умывается под иконами в блюдечке и утирается вывешенной новиной (холстом)
(Костр.).
Во Владимирской губернии набожный крестьянин при
встрече с любым человеком «одинаково делает приветливый поклон и снимает
шляпу, не обращая внимания на то, ответят ему тем же или нет, он доволен
собой за то, что... делал поклон ангелу, который неотлучно сопровождает
каждого человека» Добрынкин, 1876>. «Над миром царит Господь Бог, — рассказывали
володскис крестьяне. — Он является иногда людям в виде странника, седого
старика. Божественных существ, добрых духов, могут видеть вообще те только,
то этого достойны по своей праведной жизни или исключительным несчастиям»
«Иду я по числу полю, навстречу мне бегут семь духов и семь ветров;
вы духи белые, крепкие, храбрые и сильные, идите к лихим людям и держите
их на привязи, чтобы я был цел и невредим в пути и дороге, в чужих краях
и родных, на воде, на беседе и на пиру и на свадьбе» (Нижегор.) [из заговора].
«Ангел души, шедший впереди ее, сказал к Богу:
„Боже, помяни тварь свою: это и есть та, дела которой я приносил
к тебе во вся дни, сотвори ей по твоей силе". Дух также говорил: „Я дух,
оживлявший ее и живший в ней; имел в ней покой во все время, когда жил;
сотвори ей по твоему суду". И был глас Божий: „Меня не оскорбила, и я не
оскорблю; помиловала [других] и помилована будет"» [Слово о видении апостола
Павла}.
Духи (духи дома, природы; духи предков, умерших; духи
— покровители, помощники и т. п.) наполняют весь мир, влияя на его бытие.
Дохристианскую веру народа в «мироправление духов» Церковь постаралась
заменить верой в ангельское мироправление»: «...церковные учители внушили
народу, на основании греко-восточного христианского мировоззрения, что
над каждой стихией, каждым явлением природы Бог поставил особых духов,
ангелов.
Так в церквах русских с XI в. читалось народу толкование Епифания Кипрского
на книгу Бытия, где подробно раскрывается мысль, что ангелы поставлены
управлять стихиями и явлениями природы» (это толкование перешло в сборники
для народного чтения). < Щапов, 1906>.
«В Луцидариусе читаем: „от Земли даже до Луны лукавии
духи, демони те суть поставлени, человеки от воздуха прельщавице, а от
Луны даже до звезд пребывают святии ангелы; сии суть поставлени, человека
охранять от лукавых бесов".
Находясь в звездном пространстве, гелы, по древнерусскому
представлению, катили по небу солнце, месяц, звезды, кометы и планеты.
В простом народе и поныне существует поверье, что каждое светило имеет
своего ангела...» (были также ангелы облаков, снега, вся. времен года,
ночи и дня и т. п.). Появились даже ангелы среды и пятницы:
В широком смысле духи — не только ангелы, но и лешие,
водяные,
домовые, ставшие после принятия христианства
«нечистыми», но продолжающие занимать учительное место в крестьянских поверьях.
Они именуются и нечистыми духами, и просто нечистыми. Односложно — духами
— разных представителей нечистой силы называют редко.
Духи постоянно и ежечасно взаимодействуют с человеком и в основном
женственны в своих проявлениях — «добры или злы по обстоятельствам».
Исключение составляют духи, представления о которых подверглись
наибольшему влиянию христианства, — упомянутые выше духи природы» ставшие
тождественными ангелам, а также духи-спутники человека, превратившиеся
в противопоставляемые воплощения добрых и злых начал (ангел-хранитель,
добрый дух и черт, бес-искуситель, злой дух).
«Переводом Св. Писания установилось более
определенное нравственнее понятие слов, означающих способности душевные»
<Буслаев, 1.
По вологодским поверьям (развивающим общераспространенные на Руси представления),
«у всякого человека есть свой ангел-хранитель, но и дьявол (имеется в виду
черт,
нечистый дух. — М. В.) не покидает его ни на минуту Ангел стоит по правую
его сторону, дьявол по левую. Если какой-нибудь шамок (соринка) попал в
кушанье, нельзя бросать ее на пол, в особенности на правую сторону, потому
что можно попасть в ангела, точно также и плевать направо большой грех»
<Иваницкий, 1890>.
Господство подобных воззрений «в христианском миросозерцании
нашего народа» привлекало особое внимание многих ученых XIX — начала XX
вв Они полагали, что вера в непосредственное мироправление ангелов и святых
(как, впрочем, и злых, и «нечистых», двойственных сил) «ослабляла способность
к самодеятельности, регулируемой собственными принципами, осуществляемой
своими же силами и средствами. <...> Везде чудо, везде действие высших
сил усматривалось русским народом как в его жизни и деятельности так и
в природе. Лишенный внутреннего начала, он был какою-то машиною на которую
действовали две силы — добрая и злая: ангел или святой на правом плече,
а бес на левом» <Сенаторский, 1883>. Утверждение это, излишне категоричное,
нуждается в уточнениях, учитывающих и достаточно прагматичное обращение
с подобными силами, духами, прослеживающееся в поверьях XIX-XX вв., и многое
другое.
Кроме того, природа многих духов (особенно
связанных с разными сферами хозяйственной деятельности, домашней, семейной
жизни крестьян) в народных воззрениях так и осталась в основном двойственной,
хотя преимущественное внимание традиционно обращается на их неблагоприятные
влияния (ср.: «ненормальные явления природы: бури, вихри, метели, грозы,
град, ливни, появление комет, метеоров, северные сияния, круги около солнца
— все это действия таинственных злых, редко добрых духов») (Волог.); «всякое
заболевание человека или животного, неудача в делах — от действий злых
духов изнутри или извне» (Забайк.).
В Смоленской губернии (и некоторых других) духами именовали
ветры: ветры, по мнению юхновских и гжатских раскольников, «суть духи грешных
людей. <...> Духи эти, или ветры, находятся во власти четырех ангелов.
Один из этих ангелов находится на восточной стороне, другой на закате,
третий на полдне, четвертый на полночи; поэтому и ветры дуют не с одной
стороны, а с четырех».
Назад к списку монстров
|
|
|
|
|